Подростковый возраст


Подростковый возраст
   — период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. П.в. называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости. Границы П.в. достаточно условны, некоторые специалисты считают, что П.в. длится до 16-18 лет. П.в. - особый период в развитии человека. По уровню и характеру психического развития П.в. - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и возможностей. Взрослые же часто продолжают относиться к подростку как к ребёнку. Такое двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка. Поэтому П.в. также называют "трудным", "критическим".
   В биологическом отношении именно в П.в. происходят кардинальные изменения в организме ребёнка, развёртывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиологической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков. За счёт акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2-3 года раньше. Происходит рост в длину, увеличивается вес тела и размер окружности грудной клетки, появляются вторичные половые признаки (см. Пубертатный скачок роста). Увеличение массы мышц и мышечной силы наиболее интенсивно идёт в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры и у мальчиков и мягких тканей у девочек приводит к появлению соответственно черт мужественности и женственности (этот процесс завершается после П.в.). Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движении, появлением неловкости, угловатости. В результате подростки часто испытывают недовольство своим внешним видом, иногда принимающее патологические формы (дисморфобия - хроническая неудовлетворённость своим внешним обликом). Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) может вызывать временные расстройства кровообращения, повышение давления, головные боли, учащённое сердцебиение и др. Начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции также приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам).
   Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют важное значение в возникновении у подростка новых психологических образований, делают его более взрослым, стимулируют развитие интереса к противоположному полу.
   Длительное время при описании П.в. подчёркивались его негативные аспекты и кризисные состояния. Л.С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трёх точек созревания - полового, общеорганического и социального как осн. особенностей и противоречий П.в. Он поставил проблему выделения осн. новообразования в сознании подростка и выяснения ситуации социального развития. Центральным новообразованием является возникновение у подростка чувства взрослости. Это новое самосознание является стержневой особенностью личности и выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к окружающему миру. Специфическая и социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих сообществу взрослых. Переориентация подростка с детских норм и ценностей на взрослые проявляется в стремлении внешне походить на взрослых, приобрести их права и привилегии, приобщиться к сторонам взрослой жизни. Для нравственного становления в П.в. характерно формирование новых убеждений и идеалов. Вместе с тем у подростков складывается своя особая субкультура, нормы и ценности которой могут расходиться с общепринятыми (особенно это касается моды, музыки и других увлечений).
   Процесс становления личности подростка сложен и противоречив. Одним из важнейших моментов в П.в. является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Объектом познания подростком окружающей действительности становится человек и его внутренний мир. Многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка организованной умственной деятельности. Характер усвоения знаний формирует у подростков способность самостоятельно мыслить, делать глубокие выводы и обобщения. Развиваются способность к абстрактному мышлению и логическая память, более организованным становится внимание.
   Становление "Я" ("Я-концепция") подростка тесно связано с расширением и испытанием на прочность социальных отношений подростка. Подросток больше вовлекается в общественные отношения, расширяется круг его общения со сверстниками и другими людьми. Семейные отношения по-прежнему важны для подростка, но его жизнь уже меньше ограничивается семейными рамками. Однако при всех формах новой независимости подросток нуждается в любви и поддержке своих родителей и других взрослых. Подростку необходимо ненавязчивое руководство, когда взрослые предоставляют ему свободу в сочетании с разумной требовательностью и дисциплинированностью. Важное значение имеет тактичное половое воспитание. Особенно внимательного отношения со стороны взрослых требует первая влюблённость. Добрачные половые связи могут нанести неисправимый вред физическому и психическому развитию подростка. Последние десятилетия во мн. странах мира наблюдается рост проституции детской, увеличение случаев беременности подростковой и абортов среди несовершеннолетних. Предоставленные сами себе, подростки часто экспериментируют с алкогольными напитками (см. Алкоголизм), наркотиками (см. Наркомания) и т.п., попадают под влияние асоциальных и антисоциальных неформальных объединений и даже криминальных группировок, вовлекаются в противоправную деятельность (см. Преступность несовершеннолетних). Поэтому необходимо участие взрослых в жизни подростка, знание круга его друзей и их интересов.
   Для преодоления трудностей в учёбе важнее всего помочь учащемуся ликвидировать пробелы в знаниях и выявить его склонности и способности к определённым учебным предметам. Во многом отвлечь подростка от бесполезного времяпрепровождения может формирование познавательных, спортивных и трудовых интересов подростка. Воспитательная работа с подростками должна строиться на педагогическом взаимодействии, взаимопонимании, заинтересованности взрослых в детской жизни. Подростки не терпят авторитарного воспитания, морализаторства и навязчивого нравоучения. Только завоевав уважение и доверие подростка, можно действительно помочь ему в трудных ситуациях, научить его справляться со своими проблемами, укрепить веру в себя. Для подростка чрезвычайно важно приобрести адекватное мировоззрение и миропонимание, уважение к общечеловеческой культуре и к окружающим его людям. Задача воспитания - дать подросткам опыт нонкомформизма, сопротивления негативным влияниям, умения отстаивать свои интересы, защищать слабых.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 202-203)
   Ч421.331.2

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Подростковый возраст" в других словарях:

  • подростковый возраст — (ОТРОЧЕСТВО) период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом плане выделение П. в. как особой возрастной ступени (см. возраст) в становлении человека произошло в промышленно развитых… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Подростковый Возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11 12 до 16 17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот пер …   Психологический словарь

  • ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — (ADOLESCENCE) В социологии подросткового возраста в целом доминировал подход, нацеленный на анализ «социальных проблем», то есть основная часть исследований сосредоточивалась на тех феноменах, которые, как представлялось, характеризуют… …   Социологический словарь

  • ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — – комитет экспертов ВОЗ в 1977 г. предложил считать подростками лиц в возрасте 10 20 лет, подразделяя его на ранний (10 14 лет) и поздний (15 19 лет). Подростковый возраст был определен как период, в течение которого: (а) завершается половое… …   Терминологический ювенологический словарь

  • подростковый возраст — paauglystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis 11–15 m. amžiaus tarpsnis, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Jis sutampa su ikipubertetine ir pubertetine lytinio brendimo faze. Staigiai didėja ūgis ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • подростковый возраст — paauglystės amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 12 iki 15 metų mergaičių ir nuo 13 iki 16 metų berniukų – lytinio brendimo, kaulų, raumenų, kraujotakos, kvėpavimo ir kitų organų sistemų persitvarkymo… …   Sporto terminų žodynas

  • подростковый возраст — paauglystė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus amžiaus tarpsnis nuo 11 iki 15 metų, pasižymintis sudėtingais fizinio ir psichinio vystymosi prieštaravimais. Ūgis ir svoris sparčiai didėja, greitai auga galūnių kaulai,… …   Sporto terminų žodynas

  • ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период человеческой жизни от 10 11 до 13 15 лет …   Педагогический словарь

  • Подростковый возраст — (синонимы: пубертатный возраст, старший школьный возраст) период жизни, продолжающийся в среднем от 10 12 до 15 16 лет у девочек и от 12 14 до 17 18 лет у мальчиков. Условно началом П.в. считают время появления оволосения на лобке. Во время П.в.… …   Медицинская энциклопедия

  • Подростковый возраст —         см. Пубертатный возраст. (Источник: Сексологический словарь) …   Сексологическая энциклопедия

  • ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — период онгогенеза; этап психического и физического развития ребенка, соответствующий возрасту от 10 11 до 15 лет; является средним школьным возрастом, переходным периодом от детства к юности (см. Возрастная периодизация, Школьный возраст) …   Психомоторика: cловарь-справочник

Книги

Другие книги по запросу «Подростковый возраст» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.